易經
И цзин
|
Что такое Книга перемен? Как гадать по И цзин? Больше не надо лазать по сайтам и листать книги: все гексаграммы Чжоу и - в одном клике от Вас. |
|
"Шо гуа чжуань" - "Комментарий суждений о триграммах""Шо гуа чжуань" — освещает процесс создания "Перемен" совершенномудрыми людьми с помощью духовной просветленности (шэнь мин), импульс пробуждения которой дают сокровенные недра. Вначале описывается рациональная конструкция "Перемен" в виде метода числовой раскладки стеблей тысячелистника и фиксации чисел в графических символах черт инь (прерванная черта) и ян (целая черта). Целью совершенномудрых является возрождение гармонии мировой триады — согласования небесной судьбы (мин) с земной природой/натурой (син) посредством срединных духовно-нравственных принципов (ли), воплощенных в человеколюбии (жэнь) и долге (и). Рациональное Дао Неба, физическое Дао Земли и духовное Дао Человека, соответственно в диадах инь и ян, мягкости и твердости, человеколюбия и долга, совершенномудрые поместили в шестиуровневую матрицу гексаграммы и таким образом ввели эти три Дао в статико-динамическую пульсацию архетипической спирали перемен. Исходная матрица триграмм, из которых сплетаются гексаграммы, нашла самовыражение у совершенномудрых людей в виде диалектической системы "обратных чисел" (см. ниже, примеч. 9). Комментарий "Шо гуа чжуань" интересен тем, что выстраивает природно-вещное, тотемное (первопредки) и человеческое мироздание по архетипу Дао и изображает его (мироздание) в графическо-числовом виде перемен. Чжан 1В древности, когда совершенномудрые люди создавали "Перемены", [они] получили помощь от сокровенных недр(1) в духовной просветленности и породили тысячелистник(2). Обозначили Небо числом "три", обозначили Землю числом "два"(3) и сделали опорой числа.Усмотрели [взаимные] превращения в [противоположностях] инь и ян и установили символы (триграммы и гексаграммы). Обнаружили чередующуюся пульсацию в твердом и мягком и породили черты(4). Нашли согласованную последовательность в Дао и Дэ и открыли принципы [упорядоченности] в долге(5). Исчерпали принципы, исчерпали природу и таким образом достигли судьбы(6). Чжан 2В древности, когда совершенномудрые люди создавали "Перемены", [они] стремились к тому, чтобы согласовать принципы природы и судьбы.Для этого [они] — установили Дао Неба, назвали [это Дао] инь и ян, установили Дао Земли, назвали [это Дао] мягким и твердым, установили Дао Человека, назвали [это Дао] человеколюбием и долгом. [Они] соединили три исходных [Дао] и удвоили их, поэтому в "Переменах" из шести черт составляются гексаграммы. Половина [гексаграмм] относится к [разряду] инь, половина [гексаграмм] относится к [разряду] ян, чередование передается мягкой и твердой [чертами], поэтому в "Переменах" шесть позиций составляют знак. Чжан 3Небо и Земля определяются по позициям,Гора и Водоем сочетаются ци (семенем-энергией), Гром и Ветер друг к другу прилегают, Вода и Огонь друг друга не пронзают(7). Восемь триграмм друг с другом сопрягаются. Учитываемое прошлое — попутное, Предугадываемое будущее — встречное(8). Поэтому "Перемены" — обратные числа(9). Чжан 4Гром движет их (вещи)(10),Ветер рассеивает их, Дождь увлажняет их, Солнце согревает их, Гэнь (Гора) останавливает (собирает) их, Дуй (Водоем) радует их, Цянь (Небо) возглавляет их, Кунь (Земля) сохраняет их. Чжан 5Первопредки выходят (рождаются) из Чжэнь (Грома)(11),Упорядочиваются на Сюнь (Ветре), Встречаются в Ли (Огне), Исполняют должное на Кунь (Земле), Выражают радость в Дуй (Водоеме), Сражаются на Цянь (Небе), Трудятся в Кань (Воде), Договариваются на Гэнь (Горе). Мириады вещей рождаются из Чжэнь (Грома), Чжэнь (Гром) — восточная сторона. [Вещи] упорядочиваются на Сюнь (Ветре), Сюнь (Ветер) — юго-восток. Упорядочивание указывает на соразмерное упорядочивание мириад вещей. Ли (Огонь) — свет, мириады вещей здесь друг с другом встречаются. Это триграмма южной стороны. Совершенномудрый человек становится лицом на юг и слушает Поднебесную, обращается к свету и управляет. Очевидно, берет все это отсюда (из триграммы Ли). Кунь (Земля) — Земля, мириады вещей находят пропитание в ней, поэтому говорится: "[Первопредки] исполняют должное на Кунь (Земле)". Дуй (Водоем) — разгар осени, это то, чему радуются мириады вещей. Поэтому говорится: "[Первопредки] выражают радость в Дуй (Водоеме)". "[Первопредки] сражаются на Цянь (Небе)". Цянь (Небо) — триграмма северо-запада, указывает на то, что инь и ян друг к другу прилегают. Кань (Вода) — Вода, триграмма северной стороны, триграмма труда, это то место, куда возвращаются мириады вещей. Поэтому и говорится: "[Первопредки] трудятся в Кань (Воде)". Гэнь (Гора) — триграмма северо-востока, то, что образует конец, и то, что образует начало мириад вещей. Поэтому говорится: "[Первопредки] договариваются на Гэнь (Горе)". Чжан 6Дух, разрешаясь от тяжести бренных вещей, превращается в слово.Из того, что движет мириады вещей, нет ничего более мощного, чем Гром. Из того, что овевает мириады вещей, нет ничего более быстрого, чем Ветер. Из того, что сушит мириады вещей, нет ничего более жаркого, чем Огонь. Из того, что радует мириады вещей, нет ничего более радующего, чем Водоем. Из того, что увлажняет мириады вещей, нет ничего более влажного, чем Вода. Из того, что образует конец мириад вещей и что образует начало мириад вещей, нет ничего более изобилующего, чем Гора. Итак: Вода и Огонь пытаются схватить друг друга. Гром и Ветер друг другу не противятся. Гора и Водоем сочетаются ци (семенем-энергией). После этого могут происходить метаморфозы и изменения и формироваться мириады вещей. Чжан 7Цянь (Небо) — твердость,Кунь (Земля) — мягкость, Чжэнь (Гром) — движение, Сюнь (Ветер) — вхождение, Кань (Вода) — погружение, Ли (Огонь) — прохождение, Гэнь (Гора) — остановка, Дуй (Водоем) — радость. Чжан 8Цянь (Небо) — конь,Кунь (Земля) — корова, Чжэнь (Гром) — дракон, Сюнь (Ветер) — курица, Кань (Вода) — свинья (кабан), Ли (Огонь) — фазан (самка фазана), Гэнь (Гора) — собака (кобель), Дуй (Водоем) — овца. Чжан 9Цянь (Небо) — голова,Кунь (Земля) — живот, Чжэнь (Гром) — ступни, Сюнь (Ветер) — бедра, Кань (Вода) — уши, Ли (Огонь) — глаза, Гэнь (Гора) — руки, Дуй (Водоем) — рот. Чжан 10Цянь — Небо, поэтому называется отцом.Кунь — Земля, поэтому называется матерью. Чжэнь (Гром) — первой чертой должна быть мужская, поэтому называют его (Чжэнь) старшим сыном. Сюнь (Ветер) — первой чертой должна быть женская, поэтому называют ее (Сюнь) старшей дочерью. Кань (Вода) — второй чертой должна быть мужская, поэтому называют его (Кань) средним сыном. Ли (Огонь) — второй чертой должна быть женская, поэтому называют ее (Ли) средней дочерью. Гэнь (Гора) — третьей чертой должна быть мужская, поэтому называют его (Гэнь) младшим сыном. Дуй (Водоем) — третьей чертой должна быть женская, поэтому называют ее (Дуй) младшей дочерью. Чжан 11Цянь — это Небо. Это окружность (круг). Это правитель. Это отец. Это яшма. Это золото. Это холод. Это лед. Это величественный красный цвет. Это добрый конь. Это старый конь. Это изможденный конь. Это пегий конь. Это плод дерева.Кунь — это Земля. Это мать. Это холстина. Это котел. Это запасливость (скупость). Это уравновешенность. Это теленок и корова. Это большая колесница. Это узор. Это множество. Это корень. В земле — это чернота. Чжэнь — это Гром. Это дракон. Это черное и желтое (небесное и земное). Это изящество. Это великая дорога. Это старший сын. Это решительность и стремительность. Это молодой зеленый бамбук. Это густо-растущий камыш. В коне — это приветливое ржание. Это белая левая задняя нога. Это прочность в ногах. Это белая звездочка во лбу. В хлебных злаках — это прорастающие из семени корень и стебель. В целом это неутомимость. Это цветение и свежесть. Сюнь — это Дерево. Это Ветер. Это старшая дочь. Это сучительница нитей. Это мастерица. Это простое (белое). Это длинное. Это высокое. Это продвижение и отступление. Это нерешительность. Это благовоние. В человеке — это волосы с проседью. Это высокий лоб. Это глаза с большими белками. Это обучение тройной выгоде в торговле. В целом это триграмма волнения (тревоги). Кань — это Вода. Это водный канал. Это скрытность и потаенность. Это прямизна и изогнутость. Это лук и колесо. В человеке — это нахлынувшая печаль, сердечная боль, боль в ушах. Это триграмма крови. Это красное. В коне — это прекрасный хребет. Это порывистый нрав. Это опущенная голова. Это сбитые копыта. Это волочение ног. В колеснице — это многие поломки. Это сквозное прохождение. Это Луна. Это разбой. В дереве — это прочные волокна. Ли — это Огонь. Это солнце. Это молния. Это средняя дочь. Это латы и шлем. Это копье и меч. В человеке — это большой живот. Это триграмма сухости. Это съедобная черепаха. Это краб. Это раковина. Это жемчужница. Это черепаховый панцирь. В дереве — это засохшие верхние побеги. Гэнь — это Гора. Это тропа. Это маленький камень. Это привратные вышки. Это плоды деревьев и тыквенных растений. Это привратник и евнух. Это пальцы. Это собака. Это крыса. Это [животное] из рода черноклювых. В дереве — это крепкие побеги. Дуй — это Водоем. Это младшая дочь. Это шаманка (знахарка). Это язык и рот (ссоры и сплетни). Это поломка и порча. В земле — это твердый солончак. Это наложница. Это овца. Примечания1 - Сокровенные недра или сокровенное (ю) — глубинное, безмолвно-безымянное начало мира, первозданная пустота, первородный мрак.2 - Имеется в виду метод числовой раскладки стеблей тысячелистника. 3 - Тройка и двойка — первое нечетное (небесное, мужское) число и первое четное (земное, женское) число числового ряда. Число "три" символизирует всю совокупность нечетных чисел, число "два" символизирует всю совокупность четных чисел. Комментаторы связывают числа "три" и "два" с геометрической символикой Неба и Земли. Небо — окружность. В окружности укладывается три ее диаметра. Тройка не имеет множителей, это всего один нечет. Поэтому совершенномудрые люди и обозначили Небо числом "три". Земля — квадрат. Квадрат имеет четыре стороны. Четверка имеет два множителя и выражает чет. Поэтому совершенномудрые люди и обозначили Землю числом "два". Далее числа "три" и "два" вводятся в процедуру гадания и истолковываются как генераторы важных в символике "Перемен" чисел 9, 8, 7, 6. Если после трех операций выпадает три нечета, то это число "девять" (3+3+3=9). Соответственно, если выпадает три чета, то это число "шесть" (2+2+2-6); если два чета и один нечет, то это число "семь" (2+2+3=7); если два нечета и один чет, то это число "восемь" (3+3+2-8). 4 - Черты (яо, сяо) — целая (ян) и прерванная (инь) черты триграмм и гексаграмм. 5 - Принципы упорядоченности (ли) — здесь связующее духовнонравственное звено между земной природой (син) и небесной судьбой (мин) и связующее гносеологическое звено между Дао Неба и Дао Земли. Принципы закреплены в долге, т. е. в одной из составляющих Дао Человека (см. чжан 2). С каждой из названных диад ли образуют диалектическую триаду, где крайние члены сводятся в тождество и разводятся в противоположности. Тем самым создается условие для нравственного и познавательного суждений. 6 - Судьба (мин) содержится в Небе; природа (син) содержится в Земле. Судьба и природа выступают воплощенными аналогами Дао и Дэ, гармонизируются нравственными принципами (ли). 7 - Триграммы даны в качестве физических стихий. 8 - В системе триграмм Фу-си четыре триграммы в последовательности Чжэнь—Ли—Дуй—Цянь учитывают прошлое, это триграммы попутного (шунь), они символизируют благоприятное; остальные четыре триграммы в последовательности Сюнь—Кань—Гэнь—Кунь предугадывают будущее, это триграммы встречного (ни), они символизируют неблагоприятное. 9 - Обратные числа — ни шу, ряд двузначных чисел, образованный произведением чисел от единицы до девяти на девять; 09, 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81. Первые числа в двузначных числах дают возрастающую, вторые убывающую последовательности при чтении ряда с одной и другой стороны. Сумма чисел в каждом двузначном числе постоянна и равна девяти: 0+9=9; 1+8=9; 2+7=9 и т.д. В девятипольной матрице системы Фу-си триграммы соотносятся не только как графические, но и как числовые обратные символы, одна четверка триграмм — сопутствующие, другая — встречные. Кроме того, триграммы, противолежащие относительно центра, находятся в отношении прямой перекодировки: твердые и мягкие (целые и прерванные) черты стоят друг против друга. Если целую черту принять за единицу, прерванную — за двойку, то сумма чисел противолежащих триграмм постоянна и равна девяти. Однако числовая символика триграмм, несомненно, сложнее и включает в себя девятичастные системы "Хэ ту" и "Ло шу", на основе которых выстраиваются числовые спирали математических полей и объемов. 10 - Перечисляются функции триграмм относительно вещей, людей и первопредков, т. е. относительно всего, что содержится в космосе Поднебесной. 11 - Приводится генезис первопредков и вещей по круговой траектории системы триграмм Вэнь-вана. И цзин ("Книга перемен"). Пер. с кит. А. Лукьянова, Ю. Щуцкого. / СПб. : "Азбука-классика", 2010
|
|
2011-2014 64hex.ru
|